Программно-аппаратный комплекс «Тренажер машиниста»

СКТБ МСУБ изготавливает и поставляет программно-аппаратные комплексы «Тренажер машиниста». Эти комплексы уже работают в локомотивных депо Христиновки, Славянска, Харькова, Мелитополя, Знаменки, Нижнеднепровск-Узла, Ясиноватой, а также в учебном центре Иранских железных дорог.

принципиальная схема тренажера машиниста

Основным конструктивным элементом тренажера является макет пульта машиниста, который изготавливается с соблюдением размеров реального пульта и расположения на нем органов управления, индикации и сигнализации локомотива. Это позволяет машинистам во время обучения чувствовать себя в привычной производственной обстановке.

Тренажер состоит из двух рабочих мест – рабочего места инструктора и рабочего места обучаемого. На обоих рабочих местах установлены компьютеры, связанные между собой по локальной сети.

На рабочем месте обучаемого (машиниста) установлены:
  • пульт управления локомотивом оборудованный приборами, средствами управления, индикации и сигнализации;
  • видеосистема для воспроизведения панорамы участка движения;
  • видеосистема для отображения электрической и пневматической схем локомотива;
  • аудио система для воспроизведения звуковых эффектов, возникающих во время движения поезда;
  • натурная или программная модель тормозной системы;
  • устройство связи с натурными органами управления локомотивом.
вид рабочего места инструктора машиниста
На рабочем месте инструктора установлен компьютер, предназначенный для:
  • подготовки, хранения и управления базами данных локомотива, вагонов, составов, поездов, расписаний и участков движения поездов, а так же результатов выполнения учебных заданий
  • формирования учебного задания
  • предварительного расчета энергосберегающего режима ведения поезда по участку с учетом параметров локомотива, состава, участка и расписания движения поезда
  • управления ходом его выполнения
  • анализа результатов выполнения поездки.
Программное обеспечение тренажера позволяет:
  • управлять и xранить базы данных участков, поездов, расписаний, их движения и результатов выполнения учебных заданий
  • рассчитывать оптимальные, с точки зрения расхода энергоносителей, режимы ведения поезда с учетом параметров состава, участка пути, характеристик локомотива (моторных вагонов), ограничений скорости движения и соблюдения расписания движения поезда
режимная карта
  • управлять поездной ситуацией в процессе выполнения учебного задания: управлять системой сигнализации (СЦБ), путями приема поезда на станции, устанавливать препятствия на пути следования и на переездах, изменять погодные условия
  • имитировать возникновение наиболее характерных неисправностей в подсистемах локомотива, поезда и СЦБ, устранимых в процессе поездки силами локомотивной бригады
  • моделировать работу тяговой, тормозной систем и системы управления локомотивов (моторных вагонов электропоездов). Работа этих систем контролируется машинистом по показаниям приборов и состоянию средств индикации и сигнализации
  • моделировать работу пневматических тормозных систем грузовых и пассажирских вагонов при различных режимах работы воздухораспределителей, в том числе авторежим и скоростной режим
  • моделировать продольную динамику поездов и определять максимальные значения продольных динамических усилий в поезде с точностью до 10-20кН и продольные ускорения с точностью до 0,01g
  • определить с точностью 2 – 3 км/ч скорость движения поезда
  • определять тормозной путь с точностью до 10 – 20 м
  • моделировать движение поезда сформированного из вагонов разных типов, различной загруженности и нескольких локомотивов с возможностью рассредоточения их по длине поезда
панорама, отображаемая на экране машиниста
  • воспроизводить во время движения поезда панораму реального участка, на которой показаны: окружающий пейзаж, здания, сооружения, светофоры, километровые столбы и другие объекты инфраструктуры железнодорожного пути.
Результаты поездки могут быть представлены в виде справки о поездке или в графической форме. Эта информация поможет инструктору дать полную и объективную оценку действиям обучаемого во время выполнения учебного задания.
В справке о поездке указываются:
  • общая информация о поездке (дата поездки, фамилия машиниста, названия участка, информация о составе поезда, номер поезда по расписанию, станция отправления, станция назначения и время отправления)
  • расчетная информация о поездке (рассчитанное время хода, средняя техническая скорость, оптимальный расход энергоносителей, данные о проверке тормозов на эффективность: начальная и конечная скорости торможения, установленный и расчетный тормозной путь)
  • основные результаты поездки (перегрев тяговых двигателей или генераторов, данные о выполненной проверке тормозов на эффективность, реализованная средняя техническая скорость, удельный расход энергоносителей)
  • результаты ведения поезда по перегонам (расход энергоносителей и времена хода по перегонам, общий расход энергоносителей за поездку и общее время хода)
  • нарушения, допущенные во время выполнения учебного задания (нарушения ограничений скорости по участку с указанием координаты нарушения, нарушение ограничений по продольным динамическим усилиям или ускорениям в поезде, проезды запрещающих сигналов, потеря бдительности машинистом и др.)
графическое отображение действий машиниста в поездке и динамические усилия в поезде, как результат
В графической форме представления результатов приводятся:
  • показания светофоров,
  • продольный профиль пути,
  • график изменения наибольших продольных растягивающих и сжимающих усилий в грузовом поезде или ускорений вагонов пассажирского и электропоезда,
  • график изменения тягового и тормозного тока,
  • скорость движения,
  • оптимальная траектория движения,
  • ограничения скорости,
  • давление в тормозном цилиндре локомотива и номер позиции контроллера машиниста.
Используя эту форму результатов, можно определить какие действия по управлению поездом предпринимал машинист – по величине тягового (тормозного) тока или по величине давления в тормозном цилиндре локомотива, и к каким последствиям это привело – по величине продольных усилий (ускорений) и скорости движения поезда. Кроме вышеперечисленных возможностей использование тренажера машиниста позволит:
  • выполнять различного рода исследования, связанные с анализом возможностей локомотивов по управлению поездами (трогание с места тяжеловесных поездов, проследование руководящих подъемов, определение тормозных путей при различных режимах торможения и т.д.)
  • исследовать влияние условий движения (перегонные времена хода, ограничения скорости и т.д.) и параметров поезда (массы, длины, типа вагонов) на потребление энергоносителей на тягу поездов на конкретных участках железных дорог
  • оценить продольную нагруженность конкретного поезда в процессе его движения по реальному участку пути и своевременно принять меры по недопущению аварийных ситуаций
  • оценить устойчивость каждого вагона поезда от выжимания его продольными силами

Тренажерный комплекс может быть изготовлен для любого типа тягового подвижного состава и для любого участка движения и позволяет решить практически все вопросы, связанные с обучением, подготовкой, повышением профессионального уровня и аттестацией машинистов.

Изготовленные нами программно-аппаратные комплексы «Тренажер машиниста» уже работают в локомотивных депо Христиновки, Славянска, Харькова, Мелитополя, Знаменки, Нижнеднепровск-Узла, Ясиноватой, Львова, Днепропетровска (Украина), а также в учебном центре Иранских железных дорог.

На видео ниже представлены первые эмоции машинистов при опробовании нашего тренажера для электропоезда ЭПЛ2т