Программно-аппаратный комплекс «Тренажер машиниста»
СКТБ МСУБ изготавливает и поставляет программно-аппаратные комплексы «Тренажер машиниста». Эти комплексы уже работают в локомотивных депо Христиновки, Славянска, Харькова, Мелитополя, Знаменки, Нижнеднепровск-Узла, Ясиноватой, а также в учебном центре Иранских железных дорог.
Основным конструктивным элементом тренажера является макет пульта машиниста, который изготавливается с соблюдением размеров реального пульта и расположения на нем органов управления, индикации и сигнализации локомотива. Это позволяет машинистам во время обучения чувствовать себя в привычной производственной обстановке.
Тренажер состоит из двух рабочих мест – рабочего места инструктора и рабочего места обучаемого. На обоих рабочих местах установлены компьютеры, связанные между собой по локальной сети.
- пульт управления локомотивом оборудованный приборами, средствами управления, индикации и сигнализации;
- видеосистема для воспроизведения панорамы участка движения;
- видеосистема для отображения электрической и пневматической схем локомотива;
- аудио система для воспроизведения звуковых эффектов, возникающих во время движения поезда;
- натурная или программная модель тормозной системы;
- устройство связи с натурными органами управления локомотивом.
- подготовки, хранения и управления базами данных локомотива, вагонов, составов, поездов, расписаний и участков движения поездов, а так же результатов выполнения учебных заданий
- формирования учебного задания
- предварительного расчета энергосберегающего режима ведения поезда по участку с учетом параметров локомотива, состава, участка и расписания движения поезда
- управления ходом его выполнения
- анализа результатов выполнения поездки.
- управлять и xранить базы данных участков, поездов, расписаний, их движения и результатов выполнения учебных заданий
- рассчитывать оптимальные, с точки зрения расхода энергоносителей, режимы ведения поезда с учетом параметров состава, участка пути, характеристик локомотива (моторных вагонов), ограничений скорости движения и соблюдения расписания движения поезда
- управлять поездной ситуацией в процессе выполнения учебного задания: управлять системой сигнализации (СЦБ), путями приема поезда на станции, устанавливать препятствия на пути следования и на переездах, изменять погодные условия
- имитировать возникновение наиболее характерных неисправностей в подсистемах локомотива, поезда и СЦБ, устранимых в процессе поездки силами локомотивной бригады
- моделировать работу тяговой, тормозной систем и системы управления локомотивов (моторных вагонов электропоездов). Работа этих систем контролируется машинистом по показаниям приборов и состоянию средств индикации и сигнализации
- моделировать работу пневматических тормозных систем грузовых и пассажирских вагонов при различных режимах работы воздухораспределителей, в том числе авторежим и скоростной режим
- моделировать продольную динамику поездов и определять максимальные значения продольных динамических усилий в поезде с точностью до 10-20кН и продольные ускорения с точностью до 0,01g
- определить с точностью 2 – 3 км/ч скорость движения поезда
- определять тормозной путь с точностью до 10 – 20 м
- моделировать движение поезда сформированного из вагонов разных типов, различной загруженности и нескольких локомотивов с возможностью рассредоточения их по длине поезда
- воспроизводить во время движения поезда панораму реального участка, на которой показаны: окружающий пейзаж, здания, сооружения, светофоры, километровые столбы и другие объекты инфраструктуры железнодорожного пути.
- общая информация о поездке (дата поездки, фамилия машиниста, названия участка, информация о составе поезда, номер поезда по расписанию, станция отправления, станция назначения и время отправления)
- расчетная информация о поездке (рассчитанное время хода, средняя техническая скорость, оптимальный расход энергоносителей, данные о проверке тормозов на эффективность: начальная и конечная скорости торможения, установленный и расчетный тормозной путь)
- основные результаты поездки (перегрев тяговых двигателей или генераторов, данные о выполненной проверке тормозов на эффективность, реализованная средняя техническая скорость, удельный расход энергоносителей)
- результаты ведения поезда по перегонам (расход энергоносителей и времена хода по перегонам, общий расход энергоносителей за поездку и общее время хода)
- нарушения, допущенные во время выполнения учебного задания (нарушения ограничений скорости по участку с указанием координаты нарушения, нарушение ограничений по продольным динамическим усилиям или ускорениям в поезде, проезды запрещающих сигналов, потеря бдительности машинистом и др.)
- показания светофоров,
- продольный профиль пути,
- график изменения наибольших продольных растягивающих и сжимающих усилий в грузовом поезде или ускорений вагонов пассажирского и электропоезда,
- график изменения тягового и тормозного тока,
- скорость движения,
- оптимальная траектория движения,
- ограничения скорости,
- давление в тормозном цилиндре локомотива и номер позиции контроллера машиниста.
- выполнять различного рода исследования, связанные с анализом возможностей локомотивов по управлению поездами (трогание с места тяжеловесных поездов, проследование руководящих подъемов, определение тормозных путей при различных режимах торможения и т.д.)
- исследовать влияние условий движения (перегонные времена хода, ограничения скорости и т.д.) и параметров поезда (массы, длины, типа вагонов) на потребление энергоносителей на тягу поездов на конкретных участках железных дорог
- оценить продольную нагруженность конкретного поезда в процессе его движения по реальному участку пути и своевременно принять меры по недопущению аварийных ситуаций
- оценить устойчивость каждого вагона поезда от выжимания его продольными силами
Тренажерный комплекс может быть изготовлен для любого типа тягового подвижного состава и для любого участка движения и позволяет решить практически все вопросы, связанные с обучением, подготовкой, повышением профессионального уровня и аттестацией машинистов.
Изготовленные нами программно-аппаратные комплексы «Тренажер машиниста» уже работают в локомотивных депо Христиновки, Славянска, Харькова, Мелитополя, Знаменки, Нижнеднепровск-Узла, Ясиноватой, Львова, Днепропетровска (Украина), а также в учебном центре Иранских железных дорог.
На видео ниже представлены первые эмоции машинистов при опробовании нашего тренажера для электропоезда ЭПЛ2т